Парапланы

Параплан - это летательный аппарат, представляющий из себя крыло с мягкой оболочкой, выполненной из специализированной легкой прочной ткани. Пилот присоединяется к параплану с помощью подвесной системы.

Параплан позволяет выполнять как свободные полеты так и полеты с мотором.

Для совершения свободных полетов параплану требуется начальная высота, с которой уже возможны планирующие (сверху вниз) или парящие (с набором высоты) полеты. Достигнуть такой начальной высоты возможно двумя путями: выполнение полетов с возвышенностей рельефа (горы, холмы), либо (в условиях равнинной местности) путем поднятия параплана с пилотом на высоту с помощью буксировки на тросе (аналогично воздушному змею). После набора заданной высоты (от 200 до 800 м) пилот отцепляет буксировочный трос и совершает свободный полет. Продолжительность полета в этом случае будет зависеть от умения пилота и погодных условий. Полет может продлиться от нескольких минут до нескольких часов.

Буксировочные полеты это практически единственный способ в Беларуси выполнять серьезные полеты в условиях отсутствия необходимых перепадов высот рельефа.

Параплан, оснащенный мотором (мотопараплан) позволяет выполнять старт и набор высоты независимо от наличия подходящего рельефа местности и восходящих потоков. Вы становитесь более независимым при выборе места для полетов.

Но стоит понимать, что моторные полеты это уже совсем другие ощущения. В случае свободных полетов, пилот получает удовольствие и азарт от самого процесса поиска и обработки восходящих потоков. Это происходит в полной тишине, только под легкий шум обтекающего воздуха. В это время и достигается максимальное чувство "свободного полета".

На параплане, оснащенным мотором, при наличии дополнительного веса (25-30 кг) к весу пилота, вы уже не сможете так же легко совершать парящие полеты, ведь для того, чтобы набрать высоту вам понадобятся гораздо более мощные восходящие потоки, а это редкость. И погодные условия, когда такие потоки возникают, будут граничить с опасными.

Поэтому суть моторных полетов чаще всего сводится именно к полету "под тягой". Т.е. вы постоянно летаете с работающим мотором, с помощью которого вы поддерживаете заданную высоту (набираете ее или сбрасываете). Но прелесть в том, что вы "летаете там, где хотите" и "летите куда хотите" (где хотите и куда хотите - это условность, ограниченная правилами использоваания воздушного пространства РБ).

Собственная скорость полета парапланов (т.е. без учета скорости ветра) составляет в среднем 30-50 км/ч (8-14 м/с). Такую скорость парапланы имеют и в свободном и в моторном полете. Соответственно, при наличии ветра их скорости будут суммироваться или вычитаться (при полете по ветру или против). Скорость снижения парапланов при планировании составляет 1,1-1,2 м/с. Приведенные летные характеристики будут отличаться у различных моделей парапланов.

В настоящее время в мире существует множество производителей парапланов. Наиболее полно вся информация о производителях и их продукции представлена на сайте para2000.org

О критериях выбора параплана

В первую очередь, здесь нужно говорить о классе крыла, с точки зрения безопасности. Существует несколько систем сертификации парапланов. Если в двух словах, то парапланам по итогам испытаний присваивают класс безопасности, который говорит о том, как аппарат ведет себя при различных маневрах и сложениях, и о том, насколько необходимо вмешательство пилота для исправления сложений.

Опять же кратко, есть крылья предназначенные для пилотов начального уровня. Воспользуемся терминами из старой системы AFNOR, и назовем этот класс "standart". Эти крылья не должны требовать специальных навыков для безопасного полета. Они должны самостоятельно восстанавливаться без участия со стороны пилота из небольших сложений. Они наиболее устойчивы к самопроизвольным сложениям от турбулентности. Их реакция на ошибки пилота и на влияние турбулентности обычно достаточно мягкая.

Следующий класс "performance". Крылья этого уровня чаще подвержены спонтанным сложениям в турбулентности, менее склонны восстанавливаться самостоятельно. Даже незначительные ошибки в действиях пилота при восстановлении купола могут привести к более серьезным сложениям или к обратному вращению. Не пригодны для новичков.

Наименее безопасный уровень это "competition" пригодны только для профессиональных и опытных пилотов. Большинство куполов этого уровня представляют собой экспериментальные модели - попытки конструкторов в достижении максимальных аэродинамического качества и скорости полета, в жертву которым обычно приносится устойчивость купола. Они требуют от пилота постоянных и правильных управляющих воздействий на протяжении всех фаз полета.

Здесь описан сам принцип, по которым отличаются парапланы по своему поведению в воздухе. Сами же системы сертификации намного сложнее и мнофакторнее.

До покупки параплана стоит определиться с тем, как вы будете летать - только свободные полеты или только моторные, или и то и другое. Для моторных полетов есть специализированные крылья, в тоже время есть крылья никак не подходящие для моторных полетов. А есть крылья универсальные, на которых можно летать как с мотором и так и без.

Следующий критерий выбора крыла для вас - это площадь параплана. Для каждого конкретного пилота необходимо подобрать параплан с соответствующей "весовой вилкой", т.е. с тем диапазоном веса пилота, который рекомендует производитель.

Что касается выбора конкретного производителя, то это процесс "творческий". Здесь на ваш выбор могут оказать влияние как имидж фирмы, так и ценовая политика. Также вы будете изучать отзывы в интернете на парапланерных сайтах, прислушиваться к мнению пилотов использующих то или иное снаряжение. Если в вашем регионе есть дилеры производителей, нелишним будет проконсультироваться и у них.

Всегда есть еще проблема выбора между новым и подержанным крылом.